Развитие речи

Опубликовано: 21.05.2016 Автор: Бабайлова Ольга

Развитие речи малыша начинается уже тогда, когда родителям кажется, что он ещё ничего не может и не умеет. Специалисты выделяют пять стадий развития речи ребёнка.

  • I стадия (с рождения до 2х месяцев)

Эта стадия отличается рефлекторными криками и звуками, которые сопровождают соматические реакции малыша. Крик преимущественно окрашен гласноподобными звуками и имеет носовой оттенок. Здоровый младенец кричит громко, чисто, вдох короткий, а выдох — удлинённый.

Детки, имеющие органические поражения ЦНС, которые в дальнейшем приводят к расстройствам речи, кричат пронзительно или наоборот слишком тихо, отдельными всхлипываниями или вскрикиваниями, производя их на вдохе.

  • II стадия (с 2 до 5 месяцев)

В это время у малыша качественно изменяется крик, появляются гуление и смех.

На этой стадии развития речи крик у ребёнка изменяется в зависимости от его состояния: малыш по-разному подаёт сигналы о боли, голоде, дискомфорте и т.п. У детей же с поражениями ЦНС крик продолжает быть однообразным, не имеющим интонационной выразительности. Примерно с 12ти недель практически у всех здоровых детей уменьшается частота крика и проявляется начальная стадия гуления. «Гукающие» звуки возникают в ответ на улыбку или разговор взрослого с малышом. На этой стадии звуки из рефлекторных становятся коммуникативными. Пока что в гулении больше гласных звуков, но ближе к 5ти месяцам появляются и согласные. Малыш произносит их на выдохе, таким образом, тренируя речевое дыхание.

Тогда же кроха радует своих родителей первым смехом, который сначала выглядит, как повизгивание, и возникает в ответ на эмоциональное общение с окружающими взрослыми. К 16ти неделям смех совершенствуется и становится более продолжительным.

К симптомам риска нарушений в речевом развитии на этой стадии можно отнести недостаточную интонационную окраску крика и гуления (или её отсутствие), монотонное, редкое и тихое гуление, которое сопровождается хаотичными движениями рук и ног, а также отсутствие смеха.

На этих стадиях можно и нужно проводить профилактическую работу, направленную на предупреждение нарушений развития речи. Первым коррекционным приёмом считается нормализация процесса кормления грудью: тренировка функции сосания, которая создаёт необходимые условия для нормального произношения звуков. Параллельно с этим необходимо взращивать у малыша потребность общения со взрослыми, развивать зрительную фиксацию — способность следить за движениями предметов, слуховое восприятие и умение сосредотачиваться и идентифицировать звук в пространстве.

  • III стадия (с 4 до 7,5 месяцев)

На этой стадии характерно появление лепета. Малыш учится произносить сочетания губных и язычных комбинаций согласных и гласных: «бааа», «мааа», «тааа», «лааа». Лепет чрезвычайно важен для развития речи: в этот период отдельные артикуляции соединяются в линейную последовательность, что уже можно назвать механизмом образования слогов.

  • IV стадия (с 5 (7,5) до 12,5 месяцев)

В этот период происходит расцвет лепета. Специалисты именуют эту стадию канонической вокализацией. Звуки лепета по своим акустическим характеристикам начинают напоминать звуки родного языка, хотя на начальном этапе это происходит в виде повторения двух-трёх одинаковых слогов: «ба-ба», «ма-ма», «да-да»,… На этой стадии контроль за произношением звуков должен быть усилен.

В возрасте около 6-7 месяцев лепет малыша становится более социализированным: кроха лепечет, общаясь со взрослыми, слушает речь и использует свои голосовые возможности для того, чтобы привлекать к себе внимание окружающих.

На этой стадии речевого развития лепет является самостоятельной деятельностью.

Наряду с этим у здоровых детей начинается развитие и начальное понимание обращённой речи — малыши в этом возрасте стараются более внимательно относиться к действиям и движениям взрослых, которые направленны на общение с ним, стараются понять их значение.

  • V стадия (с 9 до 18 месяцев)

В начале этого периода психическое развитие ребёнка качественно изменяется — у него интенсивно формируется память: он узнаёт знакомую обстановку или ситуацию и активно реагирует на новую.

Звуки лепета становятся ещё более разнообразными: малыш уже способен произносить слоги разных типов: «согласный-гласный» или даже «согласный-гласный-согласный».

У некоторых ребят эта стадия очень короткая — они быстро переходят к лепетным словам — произнесение сочетаний слогов, которые имеют определённое значение. Но у некоторых малышей этот период может затянуться, и тогда для выражения своих переживаний и состояний они будут использовать «псевдослова», которые не имеют чёткого значения.

Ещё эта стадия отличается тем, что у крохи происходит активное развитие понимания обращённой к нему речи, разделение сенсорных и эмоциональных откликов.

Именно в это время детки устанавливают и поддерживают со взрослыми устойчивый контакт, поэтому недостаток общения и изоляция от семьи чреваты задержкой его речевого развития. 

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Питер-мама.ру в соцсетях

x
Подписаться на новости для родителей
E-mail (*)
Проверка Проверка
  Обновить
Код проверки неправильный!
Подписаться на новости для профессионалов
E-mail (*)
Проверка Проверка
  Обновить
Код проверки неправильный!