Что делать, если у ребенка алалия.

Опубликовано: 27.05.2016 Автор: Бабайлова Ольга

Алалия — это полное или частичное отсутствие речи у ребёнка при условии хорошего физического слуха, возникающее вследствие недоразвития или поражения речевых областей левого полушария головного мозга, произошедшее во время внутриутробного или раннего периода развития ребёнка.

  • Овладение речью у таких деток происходит с большими затруднениями:

вялотекущее накапливание словарного запаса;

 построение фраз происходит плохо и с ошибками;

 слова включают в себя перестановки, сокращения и замены звуков;

 порой речь настолько своеобразна, что не поддаётся пониманию.

 

  • Специалисты дифференцируют две формы этого недуга:
  • Моторная алалия — недоразвитие активной речи;
  • Сенсорная алалия — недоразвитие понимания речи.

 

Такие детки должны постоянно заниматься развитием речи с логопедом. Систематические занятия увеличивают словарный запас и улучают фразовую речь, однако ребёнок продолжает существенно отставать от сверстников в речевом развитии.

Первичную помощь ребёнок получает у логопеда в детской поликлинике или психоневрологическом диспансере.

Дошколят-алаликов определяют в специализированные дошкольные и медицинские учреждения: логопедические сады или группы, стационары и санатории, где медики и педагогический персонал проводят согласованную работу по формированию речи.

Для школьников, страдающих алалией, необходима особая организация учебного процесса, которую могут предложить специальные школы для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями. Если же недоразвитие речи выражено не ярко, ребёнок, хоть и с затруднениями, но всё же может обучаться в общеобразовательной школе, параллельно занимаясь на логопункте.

Логопед, занимаясь с ребёнком, помогает ему возмещать дефекты речевого развития, проводит работу по улучшению коммуникативной и обобщающей функций речи. Эта работа выстраивается строго индивидуально, так как зависит от речевой и личностной специфики ребёнка.

Специалисты считают, что самым благоприятным возрастом для начала занятий является рубеж 3-4 лет, так как у малыша просыпается тяга к знаниям, появляются активность, осознанность и заинтересованность, необходимые для успешной работы.

Взрослые члены семьи могут помочь чаду обогащать, уточнять и активизировать словарный запас, многократно называя различные действия, выполняемые ребёнком, и предметы, которыми он пользуется. Это можно также делать, рассматривая картинки или гуляя — каждый раз называть встречающиеся предметы. В случае, если кроха не хочет сразу повторять слово за взрослым, не требуйте его сиюминутного отклика, но по прошествии времени предлагайте то же самое слово многократно в разных вариациях. Постепенно малыш сам начнёт вторить вам, а ваша задача — поощрять его речевую активность.

Как только ребёнок усвоит порядка 20-30 слов (в том числе слова, которые обозначают действия), начинайте приучать его строить связную речь. Взрослый, совершая какое-либо действие, сопровождает процесс речью: к примеру, уложив пупса в кроватку, он говорит: «Ляля спит» и т.п. И начинать постепенно предъявлять такие же требования к ребёнку. Пусть сперва кроха строит предложения, состоящих из 2х слов: существительного и глагола. Затем можно постепенно вводить прилагательные и другие части речи. Таким образом будет формироваться фразовая речь.

  • Главные правила, которые следует запомнить родителям детей, страдающих алалией:

нужно побуждать ребёнка к разговору, но принуждать его нельзя ни в коем случае;

также запрещено излишне перегружать малыша речевым материалом;

развивать речь малыша необходимо в сотрудничестве со специалистами: логопедом и психоневрологом, — без этого сложно будет найти к ребёнку правильный подход.

Просмотров: 286

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Питер-мама.ру в соцсетях

x
Подписаться на новости для родителей
E-mail (*)
Проверка Проверка
  Обновить
Код проверки неправильный!
Подписаться на новости для профессионалов
E-mail (*)
Проверка Проверка
  Обновить
Код проверки неправильный!