Как проверить речь ребенка?

Опубликовано: 11.06.2016 Автор: Бабайлова Ольга

Раннее развитие ребёнка в наше время актуально настолько, что родители ещё совсем маленьких деток развивают бурную деятельность по обучению крохи навыкам чтения, счёта, изучению букв и цифр. Если несколько десятилетий назад дети в 1 классе учились писать и читать, то нынешние реалии таковы, что всем этим они должны овладеть ещё задолго до того, как соберутся в школу.

Но следует знать, что грамота — это не только способность читать тексты и писать слова. Это понятие имеет более широкие границы и включает в себя также отчётливое выразительное изложение своих мыслей, восприятие смысла текста при его прочтении, то есть полноценное владение письменной речью. Это требует высокого уровня речевого, психологического и физиологического развития ребёнка.

  • Владение письменной речью подразумевает, что дошкольник:

 

  • обладает достаточно высоким уровнем произвольности — то есть он способен управлять своим поведением, и осознанности своей речи — он умеет точно подбирать выразительные средства для изложения своей мысли;
  • свободно владеет лексическими единицами языка — то есть умеет чувствовать тонкости значения слов, в т.ч. и многозначных (к примеру: чистая посуда = вымытая посуда; чистая вода = прозрачная вода, но чистую посуду прозрачной назвать нельзя, не смотря на аналогию с водой);
  • останавливает свой выбор на ярких и точных языковых средствах для решения имеющейся речевой задачи; к месту применяет фразеологизмы, пословицы, поговорки, образные сравнения, синонимы и антонимы;
  • свободно владеет грамматическими единицами языка: использует в речи разные конструкции предложений с однородными членами, с прямой речью; умеет образовывать новые слова от уже известных: лес — лесник, лесной, лесок, лесничий; придумывает слова по аналогии: учит — учитель, пишет — писатель, спасает — спасатель; способен чувствовать значение приставок и суффиксов: ехали — приехали — отъехали — объехали;
  • может выстраивать повествование, описание и рассуждение согласно логической последовательности и связывать предложения между собой разными способами;
  • способен давать оценку выполнению речевой задачи, понимать свои ошибки, исправлять их и стремиться к успеху. 

 

  • Значение речевой готовности к школе

Если у ребёнка недостаточно развита устная речь, это чревато тем, что в школьном возрасте он будет испытывать значительные трудности при изучении письменной речи.

Осваивание грамоты происходит в школе, но частично эти умения формируются в дошкольном возрасте: на занятиях в детском саду, в кружках, студиях или дома. Основой для этого является общее речевое развитие. Поэтому организация подготовки дошкольника к обучению грамоте должна быть тесно связана со всей системой развития детской речи: овладение звуковой стороной речи, освоение словаря русского языка, грамматического строя родного языка и умение построить диалог и монолог.

  • Цель речевой готовности к школе

В дошкольных образовательных учреждениях используются разнообразные программы. Все они имеют раздел, посвящённый развитию речи и подготовки ребёнка к обучению грамоте. Также практикуется использование парциальных программ и технологий  Ушаковой О.С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», Рылеевой Е.В. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя», Журовой Л.Е., Варенцовой Н.С., Дуровой Н.В., Невской Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте» и другие.

Все эти программы ставят перед педагогами главную цель — развитие «правильной», «хорошей» устной речи у дошкольников.

  • Как можно описать эти характеристики:
  • - «правильная» речь — это речь, в которой все звуки, слова, из сочетания и предложения употребляются без ошибок;
  • - «хорошая» речь — это речь, которая богата, точна и выразительна, в ней все слова используются с учётом ситуации, в которой происходит общение.

 

  • Задачи речевой готовности к школе:

 

  • Развитие звуковой культуры речи — развивается речевой слух, дикция, правильное произношение звуков, осваиваются средства звуковой выразительности речи.
  • Расширение словарного запаса — его обогащение и активное использование, умение к месту использовать нужные слова в зависимости от ситуации, развитие выразительной образной речи.
  • Становление грамматического строя речи — освоение и использование разных типов словосочетаний и предложений, способов образования новых слов, формирование морфологической стороны речи (умение изменять слова по числам, родам, падежам).
  • Развитие связной речи в форме диалога и монолога — умение самостоятельно строить высказывания разных типов (описание, повествование, рассуждение), способность вести диалог, чётко формулировать вопросы и точно на них отвечать, внимательно слушать и понимать речь собеседника.
  • Формирование начального понимания явлений речи и языка — дети учатся проводить звуковой и слоговой разбор слова, состава предложения, знакомятся с понятиями «звук» — «гласный/согласный», «твёрдый/мягкий согласный», «ударный/безударный гласный», «слово», «слог», «предложение». Также они учатся подбирать однокоренные (родственные) слова, узнают, что такое синонимы и антонимы, путём подбора близких или противоположных по значению слов. Ещё у них формируется представление о структуре высказывания: начало, середина и конец, и её особенностях в разных текстах.

 Все эти задачи решаются с детьми в увлекательной форме — в виде игр и занимательных заданий.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Питер-мама.ру в соцсетях

x
Подписаться на новости для родителей
E-mail (*)
Проверка Проверка
  Обновить
Код проверки неправильный!
Подписаться на новости для профессионалов
E-mail (*)
Проверка Проверка
  Обновить
Код проверки неправильный!