Вот уже несколько дней хочу написать ответ для Вас, да все никак не соберусь. Вы затронули очень серьезную проблему современных учащихся. Как преподаватель вуза я знаю, что часто даже к нам приходят ребята с хорошей подготовкой по выбранной специальности, но совершенно не умеющие концентрироваться на выполняемой работе.
Вы ставите главный вопрос: как помочь?
Можно предложить набор довольно простых рекомендаций для Вас и родителей девочки.
Прежде всего, помогите вашей школьнице самостоятельно проверять выполненную ею работу. Проверка может заключаться в том, чтобы придумывать для самой себя наводящие вопросы и отвечать на них. При проверке решения математических задач можно придумать альтернативный способ решения и оценить, получится ли тот же самый результат. Иногда ученикам младшей школы удобнее концентрироваться на задаче, если они будут выполнять все необходимые действия по проверке письменно на черновике. Помогают и развивающие внимание и память упражнения. Даже самые простые из них могут иметь форму игры, которая понравится не только ребенку, но и его родителям.
Например, для развития внимания можно выбрать любой знакомый предмет вашего быта (сахарницу, вазу, чайник), а лучше – хорошую книжную иллюстрацию. Предложите всем вместе изучить его в течение нескольких минут, а затем, спрятав из поля зрения, задавайте друг другу как можно больше вопросов о внешнем виде предмета. Чем больше вопросов, и чем точнее ответы на вопросы других участников игры, тем лучше.
Можно придумывать друг для друга ряды из 12-16 слов (постепенно увеличивая длину ряда) или числовые ряды, а потом диктовать их и просить собеседника воспроизвести услышанное. Такие занятия хороши, если вы параллельно будете объяснять ребенку, как пользоваться мнемоническими техниками. Кто-то, предположим, хорошо может представить числовой ряд в виде образов, а потом мысленно сочинить небольшую историю, используя эти образы. Чем неправдоподобней, ярче такой мини-рассказ, тем лучше запомнится предложенный числовой или словесный ряд.
Учите школьника обращать внимание на детали. Даже когда Ваша племянница просто идет по улице, пусть она приучается подмечать детали архитектурного облика зданий (в Петербурге ведь живем, не где-нибудь!), особенности лиц прохожих, их мимики и пантомимики. Очень хорошо эти умения развиваются у тех детей, которые занимаются в художественных школах и постоянно оттачивают свое мастерство рисовальщиков, выполняя серии набросков с натуры. Может быть, и у вашей племянницы есть повод взяться за карандаш и кисть? Кстати, рисование развивает еще и образное мышление, а оно, в свою очередь помогает лучше запоминать информацию, переводя ее на язык ярких образов. О такой мнемонической технике я уже написала выше.
Да, и - удачи всем вам в поиске методов совершенствования нашего внимания и памяти! У Вашей племянницы все на этом пути получится.